Девятнадцатый век был временем значительного подъёма русской культуры, этот период по праву считается золотым веком русской литературы, философской мысли и, конечно же, живописи. Полотна русских живописцев XIX века, разнообразные по жанру и стилю, являются сегодня жемчужинами крупных российских и европейских музеев и частных коллекций.

Выдающийся вклад в развитие русской живописи этого периода внесли пейзажисты. Пейзажная живопись во все периоды её существования была воплощением внутреннего состояния художника и идеалов его современников, образы природы отражают в себе жизнь, чувства и мысли того общества, которым художник был взращен. Передовые художники XIX века, решая художественные задачи, наполняли образ природы гуманистическим философским содержанием, размышлениями о судьбах своей родины, глубокой любовью к народу, всегда уделяя особое внимание национальной русской природе, изображению родного края.

Природа всегда вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, художнику-пейзажисту не нужно украшать природу, добавлять к ней что-то, в ней и без того содержится бесконечный, таинственный смысл бытия. Но самая сложная задача для живописца – передать его, прочувствовать его суть, оживить свое полотно, избавившись от всего лишнего. Блестящих успехов и художественных открытий в этом добились многие русские живописцы XIX века, богатого на удивительные, самобытные таланты.

Начало XIX века в русском искусстве было ознаменовано появлением романтизма. Это явление, не имея четко очерченных границ и провозглашая свободу творческой личности, открыло для художников невиданный дотоле простор. Художники смогли увидеть эстетические ценности в совершенно новых сюжетах, которые не признавала господствующая прежде классическая эстетика. Взаимосвязь явлений, свобода художественной интуиции, желание вступить в диалог с действительность, так важные для художников этого периода, наиболее полно раскрылись именно в пейзажном жанре. При этом художники ориентировались на национальные формы искусства, включая в сферу своего внимания отечественную историю,  народное искусство и обычаи, и главное, их интересовал уже не идеализированный образ природы, а близкий их сердцу родной край, иногда печальный  и суровый, но всегда наполненный глубоким духовным содержанием.

Говоря о русской пейзажной живописи, конечно, нельзя не вспомнить о творчестве художников, входивших в Товарищество передвижников. Со второй половины XIX века искусство, обращенное к жизни, к человеку, думающему о современных проблемах, все больше развивалось и набирало силу. Нарастающие реалистические тенденции позволили художникам  обратиться к более глубокому и разностороннему постижению образа природы. Часто пейзаж соединялся с портретным или бытовым жанром, представляя целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ. Жизненная правдивость и глубина философской мысли сочетается в полотнах передвижников с высочайшими живописными достижениями в передаче воздушной среды, пространства, света и необычайно тонкими и красивыми колористическими решениями.

Творческие достижения и наследие живописцев XIX века имели значение и влияние на все последующее русское искусство, и сегодня считаются одним из ярчайших явлений не только отечественной, но и мировой культуры.