В русской истории есть немало выдающихся мастеров, великолепные серебряные изделия которых когда-то украшали быт высокопоставленных особ, а сегодня вызывают восхищение коллекционеров по всему миру. Но если сведения об этих мастерах в основном не дошли до нашего времени, то есть все же в истории русского ювелирного дела имена, навечно вписанные в историю искусства. Речь идет о величайших мастерах ювелирных фирм, поставщиков Высочайшего двора — К.Фаберже, К.Болине, П.Овчинникове, И.Хлебникове, ставших символами периода ярчайшего расцвета русского ювелирного дела. Главными центрами серебряного дела в этот период стали Москва и Петербург. При этом стили двух столиц радикально отличались друг от друга и создали две очень разные самобытные школы ювелирного искусства. Если московские мастера опирались на древнюю русскую традицию, то петербургские – на западноевропейскую культуру и моду.

В первую очередь подъем серебряного дела в России на рубеже XIX –XX веков связывается с мастерской Фаберже, основанной Густавом Фаберже, прибывшим в Петербург из Прибалтики, но настоящего расцвета достигшей при его старшем сыне Карле Фаберже, под руководством которого фирма превратилась в одну из крупнейших ювелирных фабрик в России.

Другая не менее значимая и крупная петербургская фирма по производству серебряных изделий была основана братьями Грачевыми. Несмотря на то, фирма была расположена в Петербурге, где все искусство имело сильную связь с европейской традицией, в работах братьев Грачевых прослеживается сильная связь с древнерусским искусством.

Но наиболее яркий народный характер носят изделия одного из старейших российских ювелирных домов, основанным москвичом Павлом Сазиковым ещё в конце XVIII века. В серебряных скульптурных группах и различных вариациях старинной русской утвари — полихромных эмалевых ковшах, братинах и чашах мастер воскресил образы русских былин и исторических преданий. Традицию отказа от подражания европейским мастерам продолжили такие знаменитые серебряных дел мастера как Павел Акимович Овчинников и Иван Петрович Хлебников. Особенно прославились они своими великолепными эмалями.

Таким образом, в разных стилевых направлениях серебряного дела Москвы и Петербурга можно проследить не только пути развития декоративно-прикладного искусства, но и отражение истории, увидеть образ жизни этих столь прекрасных, далеких от нас времен.